Начнём с того, что необходимость введения эмблем (гербов) служб, подразделений и организаций, составляющих огромный организм Метрополитена назрела давно, даже перезрела. Некоторые эмблемы уже существуют и используются, помимо общеизвестной эмблемы Московского Метрополитена – литеры "М", к примеру, полуофициально существует эмблема Служба пути. А насущную необходимость создания своих эмблем для каждого депо можно видеть на примере юбилея электродепо «Сокол». Думаю, нелишне напомнить, что несанкционированное использование торгового знака (в данном случае Мобайл-центра) запрещено законом о защите авторских прав и торговой марки. Новый начальник - новый герб!? Но ещё пред-предыдущему начальнику этого депо в своё время была предложена эмблема «Сокола».

Почему именно такую эмблему можно предложить данному депо?

С чем у Вас ассоциируется слово "сокол"? Естественно с хищной птицей, героем русских былин и сказок, этим воплощением красоты и стремительности, недаром избранной князьями да царями для охотницкой забавы. Если это слово применить к Москве, то вспоминается станция метро "Сокол", находящаяся рядом с Храмом Всех Святых в селе Всехсвятском, но названная в честь соседнего посёлка художников "Сокол". Теперь это имя носит район Москвы имеющий своей эмблемой сокола. (В городском оформлении используется ещё и такая эмблема данного района.) В этом районе располагается электродепо "Сокол", второе, по времени постройки, метродепо Москвы после "Северного".  

У меня почти сразу возник такой вариант. Давайте разберём его цветовое и композиционное решение.

Так повелось в Москве, что каждая новая линии задолго до пуска получает свой цвет на Схеме скоростного транспорта. Конечно, в зависимости от типографии он получает некоторые вариации оттенков, но в принципе сохраняется. Логика жизни подсказывает, что этот цвет должен быть использован в дизайне линии и оформлении подвижного состава , обслуживающего её. Этот принцип сейчас реализуется на указателях на станциях метро. Из этой логики вытекает первое серьёзное нарушение правил геральдики, которая использует всего: 2 металла: золото (жёлтый) и серебро (белый) и 4 финифти: пурпур (малиновый или фиолетовый), червлень (красный или алый), лазурь (тёмно голубой или синий), изумруд (зелёный, травяной), и 1 дополнительный - муар, диамант (чёрный) [Одни относят его к финифтям, другие возводят к  драгоценному чёрному соболю.], то есть 7 цветов. В геральдике ещё используются 2 меха, но в нашем случае это неприемлемо, так как они требуют застилающего узора в поле щита. На схеме Скоростного транспорта Москвы мы видим 12 линий традиционного метро, 1 линию монорельса и 2 лёгкого метро, получается 15 и все обозначены своим цветом. Цвет линии на Схеме должен быть господствующим в гербовой эмблеме, для Замоскворецкой линии – зелёный.

Второй цвет определяется из практики применения гербовой эмблемы – она будет располагаться не только на бумажном носителе, составляющем основу документооборота в делопроизводстве нашего государства, но и на воротах и зданиях, а главное на подвижном составе. Господствующий цвет пассажирского подвижного состава, так сложилось, голубой (у РЖД зелёный). Попытки перекрасить вагоны предпринимались, но дальше экспериментов они не пошли. Хотя новые вагоны типа "Яуза", и, созданные на их базе, вагоны лёгкого метро имеют основным серо-стальной цвет. Не менее традиционно хозяйственные единицы  раскрашиваются в яркие сигнальные цвета. Этим цветам контрастны только чёрный и белый. Один из которых будет отделять поле щита от внешнего фона, естественно не чёрный (не траур же), а другой будет вспомогательным. Это будет второе нарушение правил геральдики, запрещающих накладывать металл на металл (серебро на золото), финифть на финифть (чёрный на любой другой кроме металлов). Исходя из всего вышесказанного, гербовая эмблема получает следующее цветовое решение – в зелёном поле с белой каймой белая же фигура .

Теперь рассмотрим композицию. Варяжский щит красив, в него сокол вписался просто замечательно, композиция, с сидящим на литере "М" соколом, уравновешена, максимально заполняет поле щита. Но не у всех депо такие говорящие названия, да и традиционно у метро уже есть эмблема, привычная глазу и несущая в себе один из существенных признаков метро – профиль туннеля глубокого заложения. Потому все вариации изменения щита меняют смысл эмблемы. К примеру: нарукавный знак многими и по сию пору воспринимается как эмблема Московской милиции. Вторая и очень серьёзная ошибка, предложенной эмблемы – размещение старшего по статусу герба (герба Москвы) в наименее почётном месте! Да и "заклёпки" на кайме щита, обозначающие станции, принадлежат линии, и в данном случае не могут быть "узурпированы" одним депо, ибо Замоскворецкую линию обслуживают 2 электродепо. Композицию необходимо изменить. Можно просто в метровский щит вписать герб соответствующего района [Как это сделано на одном из проектов эмблемы электродепо "Печатники".], что нарушит цветовое решение эмблемы (об этом выше). Так же в обеих эмблемах района птица с распростёртыми крыльями занимает достаточно малую часть щита, а в неофициальной  эмблеме щит просто перегружен фигурами. Но основная фигура всё же сокол. Геральдика допускает изменение фигур, особенно если это не воспроизведение какого-либо герба, а создание нового. Мне показалось, что такой ракурс позволит максимально отразить название депо, а разворот головы – главный  принцип работы метро – поспешай не торопясь.

Из всего выше сказанного можно вывести правила составления гербовых эмблем электродепо и линий Московского метрополитена:

1. Форма щита соответствует профилю туннеля глубокого заложения.

2. Цвет поля щита соответствует цвету линии на Схеме метрополитена.

3. Цвет фигур и каймы белый. Ширина каймы для эмблем линий увеличена (для нанесения на неё станций – "заклёпок").

4. Максимальное использование символики Московских районов.

Для служб, составляющих Московский метрополитен основой должен стать герб Московского метрополитена, составленный по всем правилам геральдики: традиционная эмблема метро с гербом Москвы в почётнейшем месте щита – в сердце. Дабы не "затаскать" герб Москвы, его не надо использовать в гербах служб и подразделений. Специфика службы может быть обозначена общепонятным символом, к примеру: Служба пути, добавление ещё одного элемента позволит обозначить подразделения службы: 2 дистанция или Дистанция капитального ремонта. Герб Москвы используется только в гербе организации, равной по статусу Метрополитену – "Мосметрострой".

Метрополитены бывшего Советского Союза объединяются в Международную ассоциацию "Метро". Каждый Метрополитену имеет право на собственный герб, чтобы не потерять своего лица, дабы не звучало: Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Владимира Ильича Ленина. Московский метрополитен являясь старшим в их ряду и может не только подать пример в применении гербов, но его герб может послужить основой при создания гербов других Метрополитенов. Многие Метрополитены, стараясь как-то идентифицироваться изменили литеру "М", а в других, ныне самостоятельных республиках, слово "метро" начинается со своей буквы (Ереван). Все эти национально-географические особенности необходимо использовать при построении герба.

Учтя выше изложенное приходим к следующим правилам составления гербов и гербовых эмблем Метро любых городов и стран, не только образовавшихся после распада Советского Союза:

1. Форма щита – профиль туннеля метро глубокого заложения – срезанный снизу круг.

2. Цвета герба Метрополитена повторяют геральдические и/или традиционные цвета города, щит обычно белый (серебряный). Цвет щита подразделения соответствует цвету линии на схеме Метрополитена, для служб повторяет герб Метрополитена. Цвет фигур, каймы гербов и эмблем подразделений, составных частей – белый (серебряный), в особых случаях жёлтый (золотой), для служб чёрный и золотой. Ширина каймы эмблем линий увеличивается ("уширияется" из жаргона путейцев) для нанесения на неё станций – "заклёпок".

3. Основными фигурами герба Метрополитена являются литера, которой по традиции обозначаются станции метро, и герб города. В гербах и гербовых эмблемах подразделений и составных частей Метрополитена герб города не используется.

4. Максимальное использование местной символики.

 

Примеры использования гербов и гербовых эмблем на документах и подвижных единицах:

1. ПТЭ: современный вид, предлагаемый;

2. бланк из Управления Московского метрополитена: современный вид, предлагаемый;

3. электровагоны 81-717: фас и бок (боковая полоса на вагоне должна иметь цвет линии на схеме);

4. электровагон 81-720 с эмблемой депо приписки (боковая полоса на вагоне должна иметь цвет линии на схеме);

5. мотовоз, приписанный к мотодепо "Сокол" (возможная полоса на борту единицы может быть цвета линии на схеме);

6. самоходный кран ДКР Службы пути.

Остальные проекты гербов можно посмотреть здесь.

 

Приношу свою благодарность за помощь в сборе материалов Журавкову А.Ю. и неизвестному мне юзеру, чей адрес электронной почты пропал у меня при «слёте» системы.

При работе над статьёй использованы материалы:

http://donetskmetro.boom.ru/

http://ekbmetro.narod.ru/

http://geraldika.ru/

http://heraldicum.narod.ru/russia/index.htm

http://kazan.org.ru/

http://kazantransport.by.ru/metro/index.htm#

http://meta.metro.ru/

http://metro.molot.ru/

http://metro.spb.ru/cgi-bin/index.ahtml

http://metro-novyafon.narod.ru/

http://metrotashkent.narod.ru/

http://metroworld.narod.ru/

http://valday.com/metro

http://vector-images.com/

http://www.chelmetro.ru/plan.php

http://www.hella.ru/code/metro.htm

http://www.kievgid.com/metro.html

http://www.metro.ru/

http://www.subways.net/ 

«Символика Москвы» Москва, «Профиздат» 2003 (http://www.mos.ru/index.shtml)

«Официальная символика Подмосковья» Москва 2003.

Обратная связь: fmg_krasnogorsk@mail.ru

посетите мои
другие сайты

        

 

Hosted by uCoz